Как произвести впечатление человека, свободно говорящего на иностранном языке. Что же нужно для общения на английском

“Природа дала людям один язык и два уха, чтобы мы больше слушали других, нежели говорили сами.”

Эпиктет

Итак, мы уже уяснили, что чем меньше мы будем и чем больше , тем

Давайте, для начала опять-таки уточним, что мы подразумеваем под “говорить свободно “. У меня как-то был ученик взрослый (55 лет), который заявил на первом занятии, что хочет говорить свободно. Сначала, я подумала, что он хочет свободно общаться , но ошиблась. “В чем разница?” – спросите вы. А в том, что говорить хотел только он, иными словами вести монолог, а не диалог. Он только рассказывал какие-то случаи из жизни, а меня просил лишь исправлять его ошибки. Стоило мне спросить его что-нибудь насчет этого же рассказа, как он закричал: “Don’t interrupt me! I want to tell you all the story step by step “. Грубовато, правда? А ведь в жизни врядли кто-то будет слушать длинные монологи. Людям наскучивают чересчур болтливые люди, которые говорят без умолку, ничего не спрашивая. Вспоминается изречение А. Дюма: “Как бы хорошо ты ни говорил, если ты говоришь слишком много, то в конце концов станешь говорить глупости” . Перебивы – это характеристика естественных диалогов. Если вам интересно – вы спрашиваете, не дожидаясь, когда человек закончит рассказывать вступление. И хотя Станислав Лец писал, что “человек с человеком испокон веку ведут монолог “, я думаю, что нам всем нужно научиться вести диалог.

Для этого хорошо бы знать особенности диалога. Приведу простые примеры. Некоторые мои ученики по началу испытывают большие трудности в разговоре на уроке (не зависимо от уровня – Elementary или Upper Intermediate), их часто сбивает с толку, когда я в нашей беседе соглашаюсь с ними или продолжаю их мысль. Например: Yes, I agree with you, this is a vital problem nowadays . Очень часто слышу после этого: Sorry. Could you repeat the question? or I didn’t catch what you asked (х отя иногда после этого следует молчание – что тоже не есть хорошо). А ведь я никакого вопроса не задала – я согласилась. Такое чувство, что от все ждут только вопросов . Но ведь в жизни вас не будут постоянно допрашивать! Диалоги состоят из реплик, но они отнюдь не всегда составлены по формуле вопрос – ответ ( What’s your hobby? – I prefer to dance at my free time) . Часто встречаются и другие:

  • утверждение-утверждение : I like comedies with Jim Kerry. – I like them too!
  • вопрос-вопрос: Where will we go tonight? – What’s your suggestion?
  • утверждение-вопрос: I don’t want to talk with you. – Why did you call me then?!

Итак, что нужно для свободного общения на английском?

  1. Понимание на слух. Думаю, что не зря французский философ Пьер Буаст сказал: “Искусство слушать почти равносильно искусству хорошо говорить”. Слушайте английскую речь ежедневно. Мы уже писали про (общение, ).
  2. Умение поддержать разговор. А как проходит ваше общение на родном языке? Можете ли спонтанно говорить на любую тему? Важно, чтобы то, ЧТО вы говорите было интересно вам и собеседнику. Не стоит переживать об ошибках – они простительны. А вот если с вами будет не интересно – то никто не будет разговаривать не смотря на вашу правильную грамматику, темп и произношение. Подумайте, о чем вам интересно разговаривать на русском – Ваших хобби, взглядах на жизнь и т.д.
  3. Умение выражать свое мнение. Так, например, в жизни и на экзаменах типа FCE или IELTS задаются вопросы на размышление. А что если вы об этом и на русском-то никогда не думали? Допустим, вопросы: What should parents do so that their children spend less time playing computer games and watching TV? How can we encourage young people to read more books? Could you comment on the idea that the introduction of the computers has enormously increased unemployment? Больше размышляйте обо всем.
  4. Умение упрощать. Употребляйте простые конструкции, старайтесь заменить сложные слова простыми. Если Вы не знаете как по-английски какое-то слово или выражение, старайтесь заменить его другим – известным вам синонимом. Не знаете слова “полагаю”, используйте “I think”. Но не увлекайтесь этой методикой. Продолжайте учить новые слова, заглядывайте в словарь после разговора.
  5. Словарный запас. Ох, уж этот излюбленный вопрос – “Сколько нужно знать слов, чтобы свободно говорить на английском?” Не знаю, каким образом это можно подсчитать, но даже знание этого волшебного числа вам не дало бы никакой практической пользы. Почему? Вы можете знать даже больше слов, чем указано в каком-то “достоверном” источнике, но не понять смысла речи носителя языка, если вы, к примеру, учили только технические термины, связанные с вашей профессией, а носитель -специалист из совершенно другой области. Вообще, учить слова нужно не ради стремления к овладению определенным количеством слов, а для практики. Когда речь заходит о словарном запасе, то не обойтись без хорошего словарь. Из англо-русских я бы порекомедовала электронный словарь ABBYY Linvo и онлайн-словарь . Вальтер говорил: “Словарь без примеров – это скелет”. Поэтому учите фразы, а не отдельные слова. Не забывайте и про синонимы… Подробнее о расширении словарного запаса в следующей статье .
  6. Произношение и интонация. Да, некоторые ошибки в произношении простительны – вас поймут, но есть и такие, которые могут привести к конфузным ситуациям, когда из-за того, что вы не так произнесете слово – вас могут не правильно понять. А что уж говорить об интонации – порой люди могут обидеться, если вы будете говорить с русской интонацией – подумают, что вам не интересно, да к тому же вы грубите! (Подробнее –

Научиться говорить красиво в наше время, действительно, важно. Ко мне часто обращаются с такими вопросами: как влиять на человека речью?; «Как быть: меня никто не слышит, никто не любит?»; «Меня никто не слушает, что делать?»; «Люди меня не слышат и в компании меня не замечают, как исправить ситуацию?» В общем-то все эти вопросы можно свести к одной теме: как говорить красиво, чтобы заинтересовать!

Не пропустите эти статьи:

Заинтриговать фразой

Практически каждому человеку хочется говорить так, чтобы заинтриговать и увлечь любую аудиторию и чтобы люди слушали внимательно и даже с восторгом; хочется заинтриговывать слушателей буквально с первых слов — одной фразой! И это нормальное желание. Хорошие навыки речи помогут и, главное ее и быть ценным сотрудником.

Умеющий красиво и убедительно говорить юноша обязательно привлечет и сможет договориться с начальством о . А тому, кто не может блеснуть интеллектом и умением вести диалог вряд ли удастся , хоть с начальством, хоть с соседом.

Что же для этого нужно? Частично подобная тема уже рассматривалась в статье , ведь оратор, учитель, да и вообще любой рассказчик, должен стать для слушателей именно собеседником. В продолжение темы сейчас разберемся, чего НЕЛЬЗЯ допускать в разговоре, чтобы слушатели не потеряли к вам интерес и что, наоборот, нужно делать, чтобы этот интерес у слушателей вызывать.

П равильно и красиво говорить означает — развивать речь.

ИНТОНАЦИЯ Ничего удивительного нет, если не слушают человека что-то бормочущего, бурчащего себе под нос и запинающегося. Вы обращали когда-нибудь внимание на то, КАК вы говорите? Как вы рассказываете? Можно ли вашу интонацию назвать восторженной, самозабвенной, романтичной, выразительной, удивительной, таинственной, завораживающей, пугающей или настораживающей? Прислушайтесь с какой эмоциональной силой вы что-либо рассказываете другим. Если вам трудно оценить, есть несколько способов сделать это: спросить у других, записать на диктофон, прослушать себя и сравнить с другими (интересными рассказчиками).
ТРЕНИРОВКИ . Чтобы научиться говорить проникновенно, эмоционально и впечатляюще необходимо тренироваться. Как же развить речь? Одна из несложных и эффективных тренировок, это повторение за актером или диктором его интонации. Повторяйте, «передразнивайте», записывайте на диктофон, слушайте себя со стороны и снова повторяйте, записывайте, слушайте… . Добивайтесь тренировками максимальной схожести.

Казалось бы, на первом месте должно быть содержание речи, но есть кое-что не менее важное, а возможно и более для того, чтобы вас слушали с интересом… . Всё «но» заключается в том, что выводы о последующем содержимом вашей речи слушатели делают на основании вашей интонации, поскольку именно она показывает ваше отношение к тому, что вы говорите. А дальше работает эффект «заражения», он гораздо быстрее анализа. Пока-а-а, это еще, вы свою речь доскажете…! А отношение к своему рассказу вы показываете еще не выразив суть мысли словами, в самом начале своей речи: интонацией, мимикой, жестами, темпом речи и звучанием голоса! Поэтому, говорить без эмоций, монотонно, в спешке и неразборчиво НЕЛЬЗЯ. Слушать не будут однозначно.

Как научиться красиво говорить.

ТЕХНИКА РЕЧИ

ЧТО ДЕЛАТЬ НУЖНО? Конечно, все упражнения из техники речи в рамках этой статьи мы рассматривать не будем. Однако, благодаря ей вы будете лучше знать, что искать в литературе и интернете. Например, вам нужно набирать фразы и искать книги по технике речи и риторике, а также ораторскому мастерству. Здесь мы рассматриваем лишь некоторые упражнения, советы и распространенные ошибки, которые мешают человеку красиво говорить.

Упражнения : Научитесь говорить с правильной интонацией и с эмоциями. Для начала вам нужно включить диалог или монолог из фильма или передачи. Прослушав короткий эпизод повторите его интонационно. Слова не произносите. Только «Ла-Ла-Ла, на-на-на или там-там-тарам». В общем, говорите, что хотите, это не важно. Важно говорить с той же интонацией, что и артист за которым вы повторяете.

Внимательно следите за паузами, дыханием, тембром голоса, логическим ударением, громкостью голоса (его повышением и снижением) и скоростью речи артиста. Вскоре вы поймете, что на определенную интонацию у людей возникают определенные реакции, независимо от того, что произносит говорящий. Особенно это важно, когда вы обращаетесь к кому-то с просьбой. От того, КАК вы это делаете зависит половина успеха.

Как сделать голос красивым.

ТРЕНИРОВКА ЗВУЧАНИЯ ГОЛОСА

Очень важен регистр, в котором вы говорите. Возможно вы замечали насколько неприятными или, наоборот, приятными, бывают голоса у некоторых людей. В большинстве случаев это не какая-то данность от рождения. На то, как будет звучать ваш голос можно повлиять. Например, не нужно говорить в верхнем голосовом регистре. Звук от этого получается писклявым, зажатым или гнусавым. Чем ближе к носу располагаете выход звука, тем неприятнее будет звучать ваш голос. О голосовых регистрах и образовании звука вам необходимо найти дополнительную информацию в литературе и интернете. Старайтесь чтобы звук образовывался на уровне груди или диафрагмы. Чем ниже регистр, тем весомее ваша речь. Из нижнего регистра невозможно говорить скачками, быстро, невнятно, пискляво, гнусаво. К тому же чтобы говорить из нижнего регистра нужно набирать достаточное количество воздуха и делать паузы. Поэтому голос будет звучать бархатно, весомо и убедительно.

Чтобы привыкнуть так говорить тренируйтесь каждый день перед зеркалом, читая медленно стихи или длинные предложения (афоризмы, поговорки). Положите ладонь на грудь или диафрагму и старайтесь, чтобы при дикламировании звук образовался под вашей ладонью. В процессе тренировок вы заметите, что у вас будет больше времени чтобы оформить мысль, ваша речь будет звучать более убедительно и волнения не будет.

Запишите на диктофон как вы говорили до тренировок и как после… Подытожим этот пункт:

Как заинтриговать собеседника. Как говорить чтобы тебя услышали

Часто приходится слышать такой вопрос: как заинтриговать человека в диалоге? Спросите себя, как вы обычно начинаете что-то рассказывать. С каких слов начинаете? В какой момент вступаете? Делаете ли паузы в предложениях?

Как-то давно, я заметила интересную закономерность. Парадоксальную. Когда мне было важно спросить, попросить, убедить, люди меня практически не слушали и быстро отказывали. «Вот, -думаю — «люди меня не слышат и не хотят слушать, что делать?» А когда я просто говорила, что-то рассуждая сама с собой, на пол-слове останавливаясь и замолкая, то, меня допытывали, что же я хотела сказать. Даже начальство не ленилось выскочить из кабинета и спрашивать о брошенной вскользь фразе.

«Прямо раздражают своими вопросами. Я уже забыла к чему это брякнула, уже на другое внимание переключила, а они от меня все добиваются чего же я хотела сказать?! Это же, вообще, не важно!», — думала я.

«Надо же, когда приходишь, напрягаешься, пытаешься добиться чего-то, от тебя отделываются. А, когда ничего особо ценного и важного не хотел говорить — на тебе! — «вынь, да положь». То есть — «изложите ваши желания, а мы с интересом выслушаем». И тут-то меня осенило. Вот в чем фишка! Люди любят недосказанность, таинственность и секретность. Информацию, которая вам важна, ценный совет или помощь, оказывается, можно легко получить! Нужно только брякнуть любую фразу и замолчать.

Как заинтриговать любую аудиторию.

ИНТРИГУЕМ ОДНОЙ ФРАЗОЙ

Быстро заинтересовать аудиторию, буквально с одной фразы вполне реально. Начинайте вообще хоть с чего: «тут такое было…», «я совсем не знаю…», «что же делать…», «ах ты, как же это…», » ну, ничего себе!». После этой одной (любой из них) фразы замолчите и ничего не говорите. Терпите! Ничего больше говорить не нужно. Или (если видите, что не услышали) добавьте: «а, ладно, чего там». И все! Больше ничего не говорите. Продолжайте заниматься своими делами. Воспринимайте это как игру или упражнение, в котором продолжить разговор можно только если тебя начали спрашивать о том, что же ты хотел сказать. В случае, если вы находитесь в компании нескольких человек, а спрашивают, что вы хотели сказать не те кто вам нужен, тогда отвечайте: «Да нет, это может знать только такой-то» (чуть погромче чтобы он услышал), и после этого опять упорно молчите. Если «такой-то» оказался крепким орешком и не реагирует, тогда говорите: «ну ничего, я у Смирнова спрошу (называете кого-нибудь из отсутствующих). Этих пауз и таинственностей должно хватить чтобы разжечь интерес у любого объекта. Причем не важно кто ваши собеседники: друзья, коллеги, ученики, сослуживцы. После интригующей паузы всегда следует ожидание слушателей. Они хотят знать, что же должно быть дальше. Конечно, бывают особые случаи (интеллект, загруженность и опыт у людей разные), но это очень редкие экземпляры. В таком (особом) случае напишите о своей ситуации сюда, на страницу . Мы обязательно поможем. Итак в данном пункте мы выяснили, что:

НЕЛЬЗЯ и НЕПРАВИЛЬНО:
  • Начинать разговор с напора, возмущения, обиды, претензий и прочее.
  • Долго и занудно рассказывать человеку о своих проблемах, испытывая его терпение.
  • Говорить, не обдумав заранее, конкретно чего ты хочешь.
  • Обращаться к человеку, думая, что именно он и никто другой, должен решить твою проблему (из-за этого и появляется неприятная интонация, отличающаяся занудностью, возмущением, навязчивостью и другими отрицательными оттенками). Всегда есть другие люди, источники, направления в деятельности, структуры и инстанции, в которые можно обратиться или поискать информацию.
НУЖНО и ПРАВИЛЬНО
  • Начинать говорить ненавязчиво (как бы между прочим), коротко, загадочно, издалека (недосказанная реплика, начало вопроса, или непонятно кому вопрос «ну почему так бывает, как это понять, решить?», «ну и задача (дела)», » А, вот было у меня»… и т .п). Любая из этих реплик у слушателей вызовет вопрос, если вы после нее замолчите.
  • Научиться останавливаться и делать задумчивые паузы после первой фразы!
  • Запишите эти фразы и добавьте свои. На вскидку дам вам еще несколько: «Представляете!», «Во дела!», «Вот это номер!», «А вы знали, что?», «Может быть я скажу глупость» (про себя добавьте «а может и не скажу, ха-ха»),»Как-то интересно получается…», «Вы не замечали?»…

Всем хочется научиться говорить на иностранном языке свободно. Как же этого добиться и что вообще значит «свободно»?

Сначала давайте ответим на второй вопрос.

Думаю, здесь все довольно просто. «Свободно» – значит комфортно. Свободное общение подразумевает комфортное, без стресса, понимание того, что тебе говорят, и возможность без напряжения самому выразить то, что тебе нужно.

Часто у людей присутствует так называемый «языковой барьер» и, соответственно, – трудности именно с говорением.

Многие говорят, что они свободно читают и понимают на слух почти всё, но когда сами пытаются сказать что-то, испытывают огромное напряжение.

Я всегда с сомнением относился к таким заявлениям. В действительности мне ни разу не встречались люди, которые свободно читают литературу в оригинале и понимают все на слух, но не могут говорить. Когда начинаешь уточнять, то выясняется, что те, кто плохо говорят, на самом деле и понимают далеко не всё, да и читают и слушают они довольно мало.

Как же начать говорить свободно?

Я считаю, что сначала надо добиться хорошего пассивного владения языком. Намного важнее быть в состоянии понять то, что нам говорят. При определенном уровне владения сказать то, что нам надо, мы всегда сможем. Тогда как собеседника мы не контролируем!

Наш активный словарный запас всегда составляет меньшую часть пассивного. Соответственно, чтобы у нас был большой активный запас, пассивный должен быть в несколько раз больше. Для этого надо много слушать и читать. Если у вас есть на что опереться, то конвертировать пассивное владение в активное совсем не сложно. Например, наш известный полиглот Илья Франк говорит, что у него на это уходило всего пара месяцев.

Не торопитесь начинать говорить с самого первого дня. Говорите тогда, когда у вас уже будет определенный запас слов, и вы будете к этому готовы.

  • Самое главное – чтобы говорить хорошо, надо говорить много! Я, например, говорю по-английски свободно, поскольку у меня была огромная практика в течение 20 лет.
  • Продолжайте постоянно наращивать словарный запас – читать и слушать. Еще раз хочу подчеркнуть, что мы не можем сказать того, чего не знаем! А пассивное владение обязательно переходит в активное.
  • Не бойтесь выглядеть глупо, когда вы поначалу говорите медленно и с трудом подбираете слова. И не критикуйте себя. Скорее всего, ваши недостатки видны только вам, а не вашему собеседнику. Он на них не будет обращать особого внимания. Вы говорите, и это само по себе просто отлично!
  • Не волнуйтесь из-за своего акцента. Умение говорить правильно намного важнее идеального произношения.
  • Если вы чего-то не понимаете, не страшно. Часто, даже когда мы говорим на родном языке, мы можем не расслышать или недопонять отдельные фразы. Это не проблема, если вы в целом удерживаете нить разговора.
  • Никогда не старайтесь вспоминать правила грамматики. В живом общении сознательно конструировать фразы невозможно! На это нет времени и это приводит только к лишнему напряжению.
  • Не просите вашего собеседника поправлять вас, когда вы делаете ошибки. Это не помогает. Обращать внимание на свои ошибки можно только сознательно, тогда как свободная речь – процесс бессознательный. Постоянные замечания будут вас только раздражать.
  • Некоторые советуют применять ролевые игры для разговора на определенную тему, отрабатывать «ключевые» фразы, говорить с самим собой (иногда перед зеркалом), повторять записи вслед за носителями. Это может подойти некоторым, особенно, если есть очень много свободного времени. Мне же такие тренировки всегда казались неестественными и смущали. Лучше всего найти подходящего собеседника и говорить с ним на разнообразные темы о том, что вам действительно интересно.
  • Старайтесь найти носителя языка или, по крайней мере, собеседника, владеющего языком хорошо. На первых этапах не так важно, как вы сами будете говорить. Но, слушая плохие образцы языка, вы подсознательно воспринимаете и усваиваете их, чего, конечно, следует избегать.
  • Сначала, в любом случае, вам будет сложно. Будет трудно подобрать нужные слова, вы будете периодически забывать даже то, что знаете. Не волнуйтесь. Это нормально.
  • Говорение – это навык, такой, как вождение, спортивные умения, и ему нужна тренировка. Но, в отличие от спорта, вы никогда не можете проиграть. Чем больше вы говорите, тем больше вы в выигрыше.

Заключение

Итак, как хорошо мы будем говорить через месяц, три, полгода, год? Сколько времени вообще нужно, чтобы начать говорить комфортно?

К сожалению, точного ответа нет, как нет и волшебного выключателя, чтобы раз – и заговорить. Все зависит от вашего пассивного владения языком и от того, сколько времени вы можете посвятить практике говорения.

Если вы уже комфортно понимаете чужую речь, чтобы заговорить самому – правда, при ежедневной тренировке! – нужно всего 2-3 месяца.

Но, как и всё в языке, умение говорить требует времени.

Успехов в освоении языка!

Даром красноречия, к сожалению, обладают далеко не все, но это вовсе не значит, что этот навык невозможно развить в себе. Всем нам известно, что человека, умеющего красиво говорить, можно слушать часами! И все же, следует учесть, что имеется немалое количество различных нюансов, которые важно взять во внимание, развивая навык богатой разговорной речи.

1. Искусство говорить культурно, ярко и убедительно

Подобные слова всерьез засоряют нашу речь, но не все это понимают. Некоторые люди даже сознательно вставляют в разговор различные жаргонные выражения, полагая, что они добавляют красок диалогу, но на деле нередко это звучит неуместно, а, порою, и отталкивающе.

3. Учимся правильно выражать свои мысли

Чтобы научиться красиво выражать свои мысли, будет не лишним обрести умение внимательно слушать тех ораторов, речь которых вам нравится. Также не забываете о таком полезном навыке, как чтение. Выбирайте книги, которые помогут вам настроить мозг в правильном направлении. Кроме того, это могут быть разнообразные учебные пособия, а также научные статьи.

Чтение вслух тоже может оказаться не менее эффективным, ведь именно так вы научитесь отрабатывать дикцию. Остановите выбор на классических художественных произведениях известных писателей – как правило, они отличаются богатством речи.

4. Развиваем красивую речь

Большинство из нас в привычных ситуациях разговаривают вполне нормально, однако, когда возникает какое-то стрессовое положение, многие теряют уверенность, будто «теряя дар речь». Когда вы разовьете грамотную и красивую речь, то перестанете теряться в любых ситуациях. Как это сделать?

Наверное, вам известно, что существуют люди, которые способны интересно рассказать о любом, даже самом непримечательном, предмете. Примером может стать Антон Чехов и его рассказ «Пепельница». Увы, талантами известного писателя природа не всех одарила, но научиться красиво излагать мысли все-таки можно почти всем нам.

Если ваш род деятельности предполагает написание текстов, ораторские выступления и тому подобное, то богатый словарный запас со временем формируется сам. Сложнее приходится людям, не работающим в гуманитарной сфере – им приходится приложить несколько больше усилий. На помощь может прийти прослушивание радио, чтение книг, просмотр хороших кинолент и документальных передач. Важно обращать внимание не только на то, какая информация доносится до вас, но и на то, как именно строятся фразы.

Прочтите короткий рассказ и попробуйте пересказать его. Запишите на диктофон свой пересказ, прослушайте его и определите, красиво ли звучит ваша речь или имеются некоторые недочеты. Подобные тренировки вслух очень важны, ведь они постепенно сформируют мелодичную речь и обогатят вас запасом новых интересных выражений.

Для развития красивой речи также полезна вот такая игра. Обратите внимание на какой-нибудь обычный предмет – блокнот, сковорода, стол и тому подобное. На протяжении минуты-двух попытайтесь литературным языком, без явных запинок составить рассказ об этом предмете.

5. Учимся контролировать свою речь

Умение держать свою речь под контролем выделит любого человека из общей толпы. Не удивительно, что люди, обладающие подобным талантом, в свое время оказывались вождями народов, за которыми готовы были следовать тысячи людей, внимая каждому слову своего лидера. Вероятнее всего, тренировки отнимут у вас некоторое время, но это стоит того – лишь так вы не только будет полностью владеть собственным речевым аппаратом, но интуитивно научитесь чувствовать, как лучше обратиться к определенному человеку, какие слова лучше подобрать и так далее. Также вы сможете не теряться даже в самых неожиданных ситуациях, сохраняя хладнокровие.

Уроки правильной речи – упражнения риторики

Важно правильно дышать при разговоре

Наверняка, слушая плавную речь диктора или какого-либо харизматичного ведущего, вы ловили себя на мысли, что вам и самим бы хотелось уметь так говорить. Конечно же, этого можно достичь, если развивать технику речи. Однако, в первую очередь, для этого следует научиться правильно дышать – глубоко, спокойно и незаметно.

Обратите внимание на то, что речевое дыхание имеет отличия от обычного. Речь идет об управляемом процессе. Как известно, самым удобным для речи считается диафрагмально-реберное дыхание. В этом случае вдох и выдох производятся с помощью диафрагмы и межреберных мышц. Самая емкая часть легких (нижняя) приходит в активность. При этом плечи и верхние отделы грудной клетки остаются практически без движения.

Научиться контролировать дыхание можно самостоятельно. Положите ладонь между животом и грудной клеткой – на область диафрагмы. Когда вы совершите вдох, стенка живота немного приподнимется, нижняя часть грудной клетки расширится. Выдох будет сопровождаться сокращением мышц живота и грудной клетки. При речи вдох должен быть легким и коротким, а вот выдох – плавным и длинным (соотношение примерно один к десяти).

Когда происходит процесс речи, в немалой степени увеличивается значение именно выдоха. Перед тем как заговорить стоит сделать быстрый и глубокий вдох, который осуществляется и через нос, и через рот. Между тем, во время речевого выдоха задействован лишь рот.

Правильное речевое дыхание можно назвать основой красивого звучания голоса. Если же вы будете дышать неправильно, то это приведет неустойчивости голоса.

Говорить уверенно, четко и внятно

При разговоре старайтесь избегать бормотания - говорите четко, внятно и уверенно. Практикуйтесь чтением книг вслух – делайте это неспешно и с выражением, иногда ускоряйте тем, но продолжайте говорить с выражением. Постепенно у вас выработается навык такой манеры разговора и в повседневной жизни.

Нужно постоянно тренировать жестикуляцию и мимику

Жестикуляцию и мимику можно назвать невербальным средством речи, которое также следует тренировать. Попробуйте говорить перед камерой или зеркалом, чтобы понять, не слишком ли много и «не по делу» вы жестикулируете. Порою, это может сильно отвлекать собеседника от темы разговора. Также важно понаблюдать за своей мимикой – недопустимо как безучастное выражение лица, так и чрезмерное проявление эмоций. Во втором случае это может выглядеть просто некрасиво.

Ваши жесты и мимика должны выглядеть гармонично, плавно и естественно, и лишь иногда подчеркивать смысл сказанного. Важно, чтобы слушатель все же фокусировался на смысле текста, но не вашем лице или руках.

Возможно ли поставить свою речь самостоятельно

Безусловно, вы можете самостоятельно заняться постановкой собственной речи – определенно это принесет плоды. Какими советами можно воспользоваться в этой ситуации?

Умение правильно излагать свои мысли не является врожденным. Мы приобретаем этот навык – кому-то это удается сделать раньше, кому-то позже. Если вы хотите правильно излагать свои мысли в разговоре с собеседником, то неплохой тренировкой будет ведение дневника или просто написание маленьких рассказов. Начав тратить некоторое время на то, чтобы сформулировать свою мысль и перенести ее на бумагу, со временем вы этот навык перенесете и в обычную жизнь – нужные фразы будут быстро складываться в правильнее предложения. Также для этого умения также было бы неплохо слушать аудиокниги или читать литературу.

Читать книги, чтобы увеличить словарный запас

Конечно же, чтение художественной литературы поможет вам улучшить качество своей речи. Отдавайте предпочтение русским классикам. Если вы ежедневно какое-то время будете посвящать чтению классической литературы, то постепенно у вас сформируется привычка говорить похожим образом.

Посещать курсы и уроки русского языка

Некоторые считают, что обучение русскому языку происходит лишь в школе, и если не приобрел необходимые навыке там, то во взрослом возрасте придется взяться за самообучение. На самом деле это совсем не так! Зайдя на просторы интернета, вы обнаружите, что сейчас существует множество тренингов и курсов по русскому языку для взрослых. Такие занятия проходят почти в каждом городе. Также можно учиться «онлайн». Изучив в Сети информацию по этому вопросу, вы обнаружите, что при желании вы можете открыть для себя большие перспективы в изучении русского языка.

Я чуть ли не ежедневно получаю письма примерно такого содержания:

«Я понимаю, что говорит Оскар в курсах; понимаю подкасты и даже радио. Но я не могу говорить (не решаюсь; делаю ошибки; говорю примитивно; не могу найти собеседника …). Что вы мне посоветуете? »

Я расскажу про метод совершенствования разговорного навыка, который применяю сам: «осознанное самообучение иностранным языкам».

Автор, мой знакомый и коллега по изучению языков, американец Ричард Делонг, владеет 8 иностранными языками. Среди них — русский, на котором он говорит без ошибок и акцента. На разработку и шлифовку метода у него ушло более 20 лет.

Я коротко расскажу лишь об одной из главных техник, касающейся темы сегодняшней статьи, в формате трёх знаменитых вопросов: Что? Как? Почему?

Что делать?

Начинай говорить. Что нужно делать, для того чтобы начать говорить на языке, который ты изучаешь? Лично я придерживаюсь подхода, согласно которому «чтобы говорить на новом языке, нужно его освоить пассивно». То есть, провести достаточное количество времени, слушая, читая, понимая… – привыкая к языку, одним словом.

Но вот насколько долгим будет этот период, зависит от склада характера и от твоих целей (а что, если заговорить нужно срочно). Как бы то ни было, после прохождения нашего 30-дневного базового курса, ты готов к общению примерно так же, как будешь готов и через пару лет пассивных занятий.

Какой бы материал ты ни использовал, как бы много времени ни проводил, изучая или тренируя язык, это не подготовит тебя к тому, что происходит во время общения. Это всегда шок, который проходит постепенно.

Сначала ты используешь только самые простые и базовые фразы – те, в которых ты уверен. Постепенно, с опытом, ты чувствуешь себя спокойней. Личный набор используемых фраз и конструкций растёт.

Поэтому, если хочешь говорить свободно, начинай разговаривать так часто, как можешь себе это позволить. Это может быть личное общение с носителем языка или преподавателем; языковой клуб или беседы по skype; специализированные сайты, типа Italki и пр… Главное, что это должны быть не уроки, а живое общение – разговор на интересную тему.

Однако зачастую, начав общаться, люди топчутся на месте, не прогрессируют (допускают одни и те же ошибки, забывают одни и те же слова и пр.). Это происходит от незнания того, что конкретно нужно делать.

Как делать это наиболее эффективно?

Применяй «алгоритм лексического захвата». Для того, чтобы развивать разговорный навык максимально быстро и эффективно, Ричард предлагает 8 последовательных шагов, которые следует применять всякий раз, когда выпадает шанс пообщаться. Я сократил их до трёх основных этапов, сохранив суть.

Шаг первый: Делай заметки.

Во время общения делай заметки, помечая «важные» слова, выражения, структуры и пр. «Важным» для тебя является то, что ты «почти знаешь, но не уверен». Критерием того, что следует записать, является положительный ответ на вопрос: Смогу ли я легко запомнить и использовать слово (выражение, структуру, время…)?

То есть, не нужно записывать новые для тебя слова и незнакомые вещи (для пополнения пассивного запаса есть более простые и эффективные техники).

Приведу пример из испанского: Скажем, тебе неоднократно попадались различные восклицания, типа: «Да, ладно тебе!», «Да, неужели!», «И не говори!». Но ты не уверен, когда уместно использовать то или иное. И вот, во время очередной сессии, ты слышишь, как собеседник несколько раз повторяет: но ме дигас . Если ты чувствуешь, что это то, что тебе нужно, можно так и записать (даже по-русски, ты не должен специально отвлекаться от беседы).

В качестве ориентира. За часовую беседу в твоём блокноте должно оказаться от 5 до 20 таких заметок. Не больше.

Шаг второй: Запиши свои заметки на аудио.

По окончании беседы «расшифруй» свои заметки и перепиши всё это начисто, предварительно проверив перевод, правильность использования, написание, произношение. Можешь вкратце записать любую сопутствующую информацию — всё, что считаешь для себя важным. Затем, сделай аудио версию своих чистовых заметок.

Продолжая предыдущий пример: Работая над заметками, ты выяснишь, что «но ме дигас », пишется, как ¡No me digas! , и что буквально это означает «Не говори мне!». Это отрицательная форма повелительного наклонения, которая идентична форме глагола в субхунтиво. При этом, в окончательном виде, заметка может выглядеть просто, как ««No me digas — И не говори ».

Шаг третий: Слушай свои заметки.

Периодически переслушивай свои записи, когда представляется возможность. Постарайся вспоминать контекст, в котором эти выражения использовались. Твоя цель – уверенно их освоить.

Время от времени корректируй заметки. Можешь делать новые записи, вычеркивая то, что уже освоил, или наоборот — если понял, что записанный тобой момент не отвечает необходимым критериям (легко запомнить и использовать).

Этот процесс повторяется с каждой новой беседой. На обработку заметок после часовой беседы не должно уходить больше 20 минут. Помни! Ты записываешь только то, что и так «почти знаешь».

Почему это важно?

Мы прогрессируем в том, что тренируем. В зависимости от твоих целей, ты можешь поделить время, посвященное изучению языка, между различными техниками:

Если общение на языке не главный приоритет (как в моем случае с итальянским и португальским), наслаждайся фильмами, книгами и пр. Если твоя цель говорить – общайся всегда, когда представляется возможность, и практикуйся ежедневно с нашими курсами (они позволяют тренировать разговорный навык между беседами).

Всё дело в том, что языковой массив можно условно разбить на 3 больших круга, вписанных один в другой:

  1. Внешний: весь язык (в том числе, который ты не знаешь).
  2. Поменьше: круг осведомлённости (пассивный запас, который ты понимаешь).
  3. Самый маленький: круг владения (активный запас, который ты используешь).

Так вот, вся деятельность, за исключением непосредственно общения, расширяет твой круг осведомленности. Задача же приведенного алгоритма – расширить границы твоего круга владения, максимально приблизив их к твоему кругу осведомленности.

Алгоритм универсален для любого уровня, поскольку переключает фокус с изучения незнакомых тебе вещей (которые сложно запомнить), на те, что твой мозг готов усвоить прямо сейчас.

  • На вещи, что ты используешь, но «не уверен», что делаешь это правильно;
  • На конструкции, что ты слышал, но сейчас «осознал» их значение;
  • На корректировку грамматики, стилистики, произношения т.д.

Если не делать этого, ты долго и упорно будешь продолжать «наступать на одни и те же грабли» — ошибаться в простейших вещах, которые у тебя буквально «на языке», либо просто пропускать мимо ушей то, что мог бы с легкостью запомнить и использовать.

Несколько практических советов:

Если у тебя в городе есть языковой клуб, начни посещать его. Как правило, организаторы знают, как помочь новичкам адаптироваться. А вот если общаешься «тет-а-тет» с носителем языка или преподавателем, следующие советы могут быть полезны:

  • Не переусердствуй . Поначалу постарайся делать свои разговорные сессии короткими, не более 30 минут. Не пытайся перебороть усталость. Делай перерывы или просто слушай собеседника, если чувствуешь, что устал.
  • Воспринимай это, как игру . Помни, что ты не на уроке. Не прерывай течение беседы грамматическими вопросами. Просто разговаривай. Прими тот факт, что ты постоянно будешь делать ошибки. Не стесняйся своей неуклюжести и ограниченности.
  • Подготовься. Продумывай тему беседы, которая интересна вам обоим (не утомляй собеседника своим монологом). Постарайся прослушать несколько раз материал на тему, о которой вы будете говорить, чтобы не искать самые необходимые слова (в качестве темы можно выбрать урок курса или эпизод подкаста, с которым ты занимаешься, и использовать наши «параллельные тексты»).
  • Не обращайся к родному языку . Не переключайся на другой язык, чтобы преодолеть чувство неловкости. Используй всё, что знаешь. Старайся выразить вещи, как умеешь, но не начинай предложение, которое не сможешь закончить. Не фиксируйся на незнакомых словах собеседника. Попытайся понять суть того, о чём он говорит.
  • Делай заметки по ходу беседы . Записывай только «важное» — то, что сможешь легко запомнить и начать использовать. Если занимаешься с преподавателем, можешь попросить его помечать твои ошибки, не обсуждая их (это можно сделать в конце сессии). Ты сможешь использовать записи преподавателя для того, чтобы делать собственные заметки для последующей аудио записи (при этом всё, что не соответствует твоему личному критерию «важности» придется выбросить).

Выступление Ричарда на полиглот-конференции с презентацией его метода на русском.